НОВОСТИ

Изменения в трудовом законодательстве для иностранцев с 1 января 2018 года.

1 января 2018 в Польше начнет действовать новая редакция закона «О продвижении трудоустройства и институтах рынка труда», который регламентирует выдачу разрешений на работу и деклараций про трудоустройство мигрантов в Польше. Также вскоре в силу вступят изменения к закону «Об иностранцах», которые кому-то облегчат, а кому-то — усложнят легализацию пребывания в Польше. 2018-й год принесет иностранцам, проживающим в Польше, некоторые изменения связанные как с легализацией пребывания, так и с порядком трудоустройства. Все потому, что Сейм летом проголосовал за внесение изменений в закон «О продвижении трудоустройства и институтах рынка труда», а в декабре — за изменения в законе «Об иностранцах». Формально перед тем, как проекты законов попали на стол к парламентариям, состоялись общественные консультации, однако их срок был радикально сокращен, особенно в случае закона «Об иностранцах», который разрабатывало МВД во главе с Мариушем Блащаком. В результате, замечания общественных организаций не были учтены, а министерство протолкнуло несколько норм, которые были вычеркнуты во время предыдущих обноволений как нецелесообразные. Часть изменений действительно облегчит жизнь как мигрантам, так и их работодателям. Зато другие пункты создадут проблемы, особенно тем, кто планировал остаться в Польше на длительное время. Портал YAVP.pl подготовил краткий анализ нововведений в обоих законах, а также прогноз, как они повлияют на ситуацию украинских работников в Польше. Хорошие новости В случае изменения данных работодателя, который принял на работу иностранца — названия фирмы, формы юридического лица — разрешение на работу не надо будет менять. Это, безусловно, послабление для польских работодателей и для иностранных работников. И, кстати, для воеводских отделов по делам иностранцев тоже. Иностранцы, которые меняют тип трудового соглашения с одним и тем же работодателем, например, договор подряда на полноценный трудовой договор, не должны будут заново проходить процедуру легализации пребывания. Жирный плюс. Сегодня каждое изменение соглашения, на основании которого выдано разрешение на временное проживание, влечет за собой необходимость начинать процедуру в воеводском отделе с самого начала. Есть шанс, что очереди немножечко сократятся, а мигрантам придется реже доносить документы. Практика выдачи деклараций про намерение трудоустроить иностранца (oświadczenie) теперь регламентируется законом, а не распоряжением. Это делает указанную форму трудоустройства, которая является наиболее популярной среди украинцев, постоянной практикой польского рынка труда. Теперь не надо будет каждый год ждать дополнительные распоряжения. За выдачу декларации, правда, со следующего года придется заплатить 30 злотых. Цена небольшая, но должна стимулировать работодателей и работников ответственней относиться к этому документу. Сегодня не редкость, когда владельцы мелкого бизнеса выставляют декларации по принципу «кто-то да и согласится», а один мигрант имеет на руках несколько деклараций, тогда как использует только одну. Улучшения для тех мигрантов, кто легализует свое пребывание в связи с переходом на другую позицию внутри фирмы. Менеджмент и специалисты, перед этим проработавшие по крайней мере 12 месяцев, смогут сразу получить даже 3-летние карты побыта, стажеры — годичные. Позитивные и негативные. Зависит, как посмотреть … Ограничение круга юридических лиц, которые в принципе могут оформлять разрешения на работу, разрешения на сезонную работу и декларации. Будет иметь значение история взаимоотношений потенциального работодателя с Фондом социального страхования (ZUS). Заявлял ли он случаях, когда иностранец получил разрешение на работу или декларацию, но их не использовал? Если раньше такое информирование было добровольной инициативой со стороны бизнеса, теперь это — его обязанность. Иностранцев, которые не использовали свои разрешения или декларации, будут вписывать в специальный реестр. Реестр, фактически, объединит данные о работодателях и их иностранных работниках. Это нововведение должно ослабить позиции нечестных посредников, торгующих декларациями, и дисциплинировать мигрантов. Пользоваться практикой "бумаги сделал один работодатель, а работаю у другого" станет намного труднее. Появится новый тип документа — разрешения на сезонную работу. Он будет выдаваться даже на 9 месяцев (а не на 6 как декларация). В отличие от разрешения на работу — оформляется старостой по упрощенной процедуре. Будет применяться только в определенных сферах: сельском хозяйстве, гостиничном бизнесе, сфере услуг. С работником подпишут полноценный трудовой договор, с обязательной медицинской страховкой. Минус один, но существенный — в отличие от декларации, работодатель будет обязан объяснить старосте, почему он берет на работу иностранца, а не гражданина Польши. Иностранцы, работающие в Польше на основании декларации и подавшие документы в воеводское управление на вид на жительство, смогут работать после завершения срока действия декларации до момента выдачи воеводой решения (decyzja) без дополнительных разрешений. Плюс, потому что сегодня с точки зрения права эти люди должны или делать перерыв в трудоустройстве, или просить о дополнительном разрешение на работу. Минус, потому что таким образом законодатель молча соглашается, чтобы процедуры легализации пребывания и дальше тянулись по полгода-году. У чиновников появится дополнительный стимул не спешить. Будет сформирован список так называемых «особых профессий», представителей которых освободят от необходимости делать тест рынка труда, и после четырех лет непрерывного пребывания и работы в Польше они смогут подать бумаги на разрешение на постоянное проживание (stały pobyt). Плюс — ожидание на резиденство ЕС сократится на год. Минус — список профессий должны согласовать несколько министерств, а как показывает практика, консультации по таким вопросам могут продолжаться даже несколько месяцев. Внимание: осложнения Работодатели будут иметь больше бюрократических обязанностей, однако никаких поощрений. Так и не будет введена система электронной регистрации разрешений на работу и деклараций. Зато возрастут штрафы за нелегальное трудоустройство. Это заставит бизнесменов трижды подумать, действительно ли им нужны работники из-за рубежа. В тех сферах, в которых согласно распоряжению Министерства труда, семьи и социальной политики будут выдаваться разрешения на сезонную работу, уже нельзя будет выдавать деклараций. Это дискомфорт и для работодателей, и для работников из-за упомянутой выше специфики разрешений на сезонную работу. Обязательный сертификат владения польским языком как минимум на уровне В1 для тех, кто подается на статус долгосрочного резидента ЕС. Хотя представителям славянских стран в целом нетрудно овладеть польским, тем не менее данное нововведение — это минус. Во-первых, языковой экзамен можно будет сдавать только перед сертифицированными государством комиссиями раз в несколько месяцев и за каждую попытку нужно платить. Во-вторых, проверять будут не только разговорный польский, но также грамматику, понимание текстов, умение писать сочинение. Это навыки, овладение которыми от людей старшего возраста будет требовать специальных усилий и времени. Тогда как польское государство не обеспечивает бесплатных или низкобюджетных языковых программ. В-третьих, коммерческие курсы доступны в крупных городах, то жители небольших населенных пунктах в этом плане будут дискриминированы. Требования на резидентуру (ЕС) сегодня и так достаточно строги — ежегодно об этом статусе просят лишь несколько сотен человек. А введение дополнительного «но» заставит потенциальных заявителей снова подаваться на ВНЖ, следовательно — очереди и дальше будут разрастаться. Стоит также подчеркнуть, что новелизация закона О продвижении трудоустройства и институтах рынка труда содержит упоминание, что Польша может ввести квоты на иностранную рабочую силу. Предположительно, квоты должны устанавливаться на отдельные специальности на уровне каждого воеводства, после консультаций между Министерством внутренних дел, Министерством экономики и Министерством труда, семьи и социальной политики. Для того, чтобы эта норма заработала, требуется дополнительное распоряжение. По состоянию на середину декабря, нет информации о том, чтобы система квот стала обязательной в ближайшее время. Тем более, что польская экономика сегодня растет и требует больше иностранных работников, а не дополнительных бюрократических сложностей. по материалам сайта - yavp.pl

← НОВОСТИ

-

© 2014-2018 inPL All Rights Reserved.

Разработка сайта: студия WEB Lab